Мартиролог парохода «Ительмен»

Мартиролог парохода "Ительмен" 1

4 мая 1940 года. Пароход АКО «Ительмен» (капитан Н.И. Шаш) прибыл в Кичигу. Здесь прибойный ветер не позволил приступить к разгрузке судна (Гаврилов С.В. 2007).

5 мая 1940 г. «Ительмен» высадил пассажиров в Кичиге и снялся на залив Корфа. По пути у о. Верхотурова попал в тяжелые льды, принесенные восточными ветрами в пролив Литке. Опасаясь быть выжатым дрейфующими льдами на берег, капитан решил пробиваться в залив Корф.

«Ительмен» всю ночь следовал малым ходов в залив Корф. Утром обнаружили попадание воды в трюм №1. Несмотря на откачку, уровень воды в трюме поднимался. Пассажиров твиндека аварийного трюма во избежание паники перевели в другие твиндеки. Для скорейшего прибытия в залив Корф к котлам поставили дополнительную вахту кочегаров, на помощь вызвали пароход АКО «Эскимос».

07:50. Капитан парохода доложил о ситуации в Петропавловск-Камчатский радиограммой: «Следуя из Анапки в Корф на пути встретили полосу льда. При слабом ударе льда получил пробоину в первом трюме. До центральной базы Корфа добрались в сопровождении „Эскимоса“. Для спасения людей и груза носовой частью выбросились на берег. Принимаем меры к разгрузке судна. Содействуйте…форсировке разгрузки судна Корфским рыбокомбинатом» (Гаврилов С.В. 2007). К сожалению, далее вести повествование в хронологическом порядке не представляется возможным. Поэтому конспективно, без времени и дат.

В заливе Корф сразу приступили к выгрузке содержимого трюмов №1 и №2, одновременно высаживая пассажиров. Частично освободив трюм №1, в левом борту обнаружили пробоину. Посовещавшись, решили продолжить рейс, направившись в бухту Южную Глубокую. Подойдя к кромке сплошного льда, стоявшего у берега возле рыбопромысловой базы в Новоолюторке, быстро приступили к разгрузке. Здесь старший помощник капитана нашел небольшую пробоину в форпике. Завершив выгрузку соли и промышленного снаряжения, набрав пресной воды, пароход «Ительмен» снялся на Пахачу и Олюторку. Затем по распоряжению начальника АКОфлота направился в Петропавловск для ремонта (Гаврилов С.В. 2007).

10 марта 1942 года. Пароход АКО «Ительмен» (капитан Соляник), следуя на внешний ремонт из Петропавловска-Камчатского в порт Лос-Анджелес (США), в штормовых условиях остался без угля на расстоянии 60 миль от берегов США. На помощь пришел пароход ДГМП «Менжинский», отбуксировавший аварийное судно в порт Лос-Анджелес. Причина — низкое качество угля, а также его недостачи в Петропавловске-Камчатском в количестве 50-60 тонн (Гаврилов С.В. 2007).

29 апреля 1943 года. Пароход АКО «Ительмен» под командованием старшего помощника капитана В.В. Боровского производил перешвартовку во Владивостокском порту при помощи маломощного буксирного катера «Передовик». «Ительмен» поздно отдал якорь и навалился на стоявшую у причала железную баржу. Убытки от повреждений парохода и баржи оценили в 8000 рублей. Старший помощник капитана парохода «Ительмен» получил строгий выговор. Убытки приняли на счет АКО флота (Гаврилов С.В. 2007).

25 сентября 1944 г. пароход АКО «Ительмен» (капитан Войтенко) следовал из Петропавловска-Камчатского вдоль восточного побережья полуострова на север. В районе п. Усть-Камчатск экипаж обнаружил трещину сварного шва надводной части левого борта, пропускавшего воду в момент удара волны. С усилением волнения до 7 баллов поступление воды усилилось. Не имея возможности из-за большого волнения производить грузовые операции, капитан не рискнул продолжать рейс и направился в Петропавловск-Камчатский для проведения аварийного ремонта. В порту выяснилось, что металл борта в районе повреждения износился до половины первоначальной толщины (Гаврилов С.В. 2007).

21 января 1949 г. пароход «Ительмен» Камчатрыбфлота попал в шторм в районе Большерецкого рыбокомбината. При сильном ветре, испытывая сильную качку, при крене на левый борт в сорок восемь градусов, пароход потерял грузовой кунгас, находившийся на палубе. При выполнении командой аварийных работ по усилению крепления оставшихся на палубе грузов и трюмных брезентов накатом крупной волны были смыты за борт и погибли:

Савин Виктор Львович, старший помощник капитана

Скорлупин Иосиф Андреевич, боцман

Лайд Мильберт Петрович, матрос.

Волна ранила первого, второго и третьего помощников капитана и матроса 1-го класса: они получили серьёзные переломы ног и рёбер. На ходовом мостике парохода оказались срезаны трубы машинного телеграфа, разбит на куски деревянный обнос от борта до каюты капитана, оторвана ветровая доска правого крыла. В каюте машинистов по правому борту выбило иллюминатор вместе с рамой и болтами.

Единственный уцелевший судоводитель «Ительмена» — капитан В. Т. Войтенко — в течение трёх суток бессменно находясь на повреждённом ходовом мостике, без разбитого компаса, привёл пароход с приспущенным флагом в Петропавловск.
«Гибель и увечье членов экипажа и потеря кунгаса произошли в обстановке непреодолимой силы морской стихии».

16 января 1954 г. при обработке на рейде Усть-Камчатского рыбокомбината парохода «Ительмен» Камчатрыбфлота внезапно налетевшим штормом опрокинуло волной вверх килем катер типа «Ж» № 295. На нём выбило дверь штурвальной рубки и смыло за борт капитана. Вторая волна поставила катер в первоначальное положение, а третья — выбросила суденышко на берег в сорока метрах от прибойной полосы.

Погиб капитан катера Панюшкин Гаврил Михайлович, 1921 г. р. Без кормильца остались жена и трое детей.

Еще мартиролог: Мартиролог транспорта «Колыма»

Оставьте комментарий

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять